
Венгерская нефтегазовая группа MOL готовится к знаковой сделке, которая может кардинально изменить энергетический ландшафт Балканского региона. Компания подписала обязывающее соглашение с российской «Газпром нефтью» о приобретении ее контрольного пакета акций – 56,15% – в сербской компании «Нефтяная индустрия Сербии» (NIS). Этот шаг не только укрепляет позиции MOL в Юго-Восточной Европе, но и знаменует передачу крупного стратегического актива из российских рук европейскому игроку.
После завершения сделки MOL получит контроль над целым комплексом ценных активов. Ключевым из них является единственный в Сербии нефтеперерабатывающий завод в Панчево мощностью 4,8 млн тонн в год, который производит высококачественное топливо стандарта «Евро-5». В 2024 году объем производства НПЗ составил 3,7 млн тонн. Кроме того, в периметр сделки входит розничная сеть из 400 АЗС в Сербии, Румынии и Боснии и Герцеговине, а также добывающие активы с доказанными запасами около 173 млн баррелей нефтяного эквивалента.
Сделка проходит в непростых условиях, связанных с санкциями США против «Газпрома». Для NIS действие ограничительных мер несколько раз откладывалось, а в начале 2026 года компании удалось получить временное освобождение от них. Тем не менее, для финализации продажи потребуется одобрение не только сербских регуляторов, но и, что критически важно, Управления по контролю за иностранными активами США (OFAC). Именно это разрешение станет главным барьером на пути к закрытию сделки.
Для венгерской MOL это приобретение – стратегически выверенный шаг. Компания уже контролирует крупные НПЗ в Венгрии (Дунай, 8,1 млн т/год) и Словакии (Братислава, 6,1 млн т/год), а также владеет 49% акций хорватской INA с НПЗ в Риеке. Интеграция сербских активов позволит MOL создать мощный производственно-сбытовой хаб в Центральной и Юго-Восточной Европе, дополнив свою и без того обширную сеть из более чем 2500 АЗС в 11 странах региона.
Согласно планам, стороны намерены подписать окончательный договор купли-продажи в марте 2026 года. После этого начнется процесс получения всех необходимых корпоративных и государственных согласований, от успешности которого будет зависеть судьба одной из крупнейших M&A-сделок в европейской энергетике за последнее время.